Абстракционизм

Художественное направление, появившееся в начале 20 столетия. Название связано с латинским словом «abstractio» - отвлечение, удаление. Это течение также фигурировало под названием «беспредметное искусство», «искусство под знаком «нуля форм». Главная теоретическая установка абстракционизма – полный отказ от воспроизведения реальных природных форм. В этом смысле большое значение приобретает гармония геометрических форм и цветовых решений. Цель такого подхода – вызвать у зрителя определенные ассоциации и, соответственно, эмоции. Само полотно становится выражением эмоционального состояния творца, его движений души. При этом важен сам отказ от социальной и природной реальности.

Предпосылки абстракционизма появились в творчестве Пита Мондриана, нидерландского живописца, который довел принципы кубизма до обычного черчения. В России идеи абстракционизма активно развивал В. Кандинский. Художник рано начинает создавать беспредметные композиции, уделяя большое внимание цвету и формам. Импрессионизм Кандинского и абстракционизм Мондриана был соединен в супрематизме, созданном Малевичем. По его мнению, традиционная живопись изжила себя. Тем не менее, истоки абстракционизма намного глубже. Еще Платон говорил о том, что пространственные формы и линии прекрасны сами по себе, даже без привязки к конкретному предмету или явлению реальности.

Появление нового течения, таким образом, стало результатом закономерного искусства. В начале 20 столетия все виды искусства находятся в поиске новых идей, новых форм. Все больше мастеров обращается в своих произведениях к общим формулам, универсальным символам. В этом можно усмотреть не только стремление к обновлению традиций искусства, но также желание художников более тонко и остро отразить в своей работе внутренний мир человека. Сделать это можно только с помощью эмоций и ассоциаций, на получение которых и направлены произведения в духе абстракционизма.

Абстракционизм стал настоящей революцией в искусстве. Особым направлением в рамках этого течения стал лучизм, созданный живописцами Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. Согласно этой теории, любой предмет – совокупность лучей. Художник должен красочно изобразить эти лучи и те точки, где они пересекаются друг с другом.

В тридцатые годы абстракционизм активнее всего развивается в США. После войны эти идеи также имеют огромный успех, развиваясь в странах Европы.