Художник Александр Шевченко. Биография и картины

Александр Васильевич Шевченко (1883-1948) – российский художник и теоретик искусства, авангардист.

Первое знакомство Александра с живописью состоялось в Харьковском реальном училище, где Шевченко в рамках образовательной программы посещал уроки рисования в классе Д.И. Бесперчия.

Более серьезно Александр увлекся живописью после знакомства с семьей Улих-Вимберг, после чего Н. Улих начал обучать его тонкостям художественного мастерства. В это же время Шевченко увлекается театром и пробует себя в качестве театрального декоратора.

После переезда в Москву, начинающий художник в 1899 году поступает на подготовительное отделение Строгановского училища. Получая образование, Шевченко принимал участие в проводимых ученических выставках. Премия, полученная за победу на одном из конкурсов, позволила художнику совершить первое путешествие – отправиться в Стамбул, Грецию, Египет.

Продолжая обучаться в Строгановском училище, художник так же некоторое время жил в Париже, где посещал занятия в Академиях Р. Жюлиана и творческой мастерской Э. Каррьера. Из-под кисти художника в это время появляется множество полотен, с запечатленными на них видами французской столицы и его пригородов. Уже в этих ранних работах раскрывается яркий художественный талант Шевченко, его лиричная и тонкая натура. 

Некоторое время спустя Александр становится учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Среди преподавателей Шевченко были прославленные К.А. Коровин и В.А. Серов. Но окончить училище художнику так и не удалось – в 1910 году группа учащихся, в т.ч. и А. Шевченко, были отстранены от занятий, т.к. их представления о живописи шли вразрез со взглядами руководства МУЖВЗ.

В этом же 1910 году художник сближается с М. Ларионовым и, под влиянием его теорий лучизма и неопримитивизма, пишет работы, которые представляет на выставках объединений «Ослиный хвост», «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Мишень», «Мир искусства» (работы «Музыканты», 1913; «Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты», 1913; «Женщина у зеркала», 1913).

В 1913 Шевченко получает известность как автор брошюр «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности» и «Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов». В своих трудах он развивает идею восстановления академических традиций живописи посредством синтеза забытого и современного.

В период с 1914 по 1917 гг А. Шевечнко проходил службу в рядах действующей армии, был ранен.

Возвратившись к привычной жизни, художник посвятил себя культурно-просветительской деятельности. В 1918-1921 гг А. Шевченко работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, был членом Всероссийской коллегии по делам изобразительного искусства и Российской Академии художественных наук, принимал участие в организации московского «Музея живописной культуры». Более 10 лет художник проработал в качестве преподавателя в Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе.

В 1922, 1925 гг Шевченко представлял свои работы на выставках московского общества «Маковец», критиковавшего деструктивное начало авангарда и выступавшего за преемственность традиций западного Возрождения, русского романтизма и символизма.

В конце 1926 года в Москве по инициативе А. Шевченко было основано общество «Цех живописцев», куда входили главным образом ученики художника. Толчком к их созданию послужили ранние выставки самого Шевченко – «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (1919) и «1-я Выставка станковых художников» (1923), которые затем начали восприниматься как первые выставки «Цеха …».

После распада «Цеха живописцев» в 1930 году, Шевченко вступает в Общество московских художников (1932), на выставках которых также представляет свои работы.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов художник путешествует по городам Казахстана, Азербайджана и Грузии, под впечатлением от которого пишет ряд произведений восточной тематики: «Голова Тюрчанки» (1931), «Курдянки» (1930-е).

С началом 30-х гг. к художнику приходит мировая известность – его полотна демонстрируются на выставках советского искусства в Германии, Швейцарии, Англии, Венеции. Успехом пользовались и персональные выставки работ А. Шевченко, первая из которых прошла в Москве а 1924 году.

В картинах А. Шевченко отчетливо читается его особый художественный почерк, сложившийся за долгие годы саморазвития и творческой деятельности художника. Наследие «старых мастеров» Франции и Испании, творчество П. Сезанна и художников-импрессионистов, тесное сотрудничество с М. Ларионовым и Н. Гончаровой – все это соединилось в уникальном творческом методе художника. Испытывая влияние разнообразных течений и направлений, Шевченко вбирал и наполнял свое творчество только тем, что считал необходимым для доведения мастерства до совершенства.

С начала 40-х гг из-за болезни А. Шевченко практически не участвует в художественной жизни. Умер в 1948 году в Москве.

Картины Александра Шевченко: