Художник Юрий Анненков

   Юрий АнненковИзвестность русскому художнику Юрию Павловичу Анненкову принесли не только его успехи в изобразительном искусстве, но и достижения в литературе, театре, кино. Таланты одаренной личности раскрывались постепенно, охватывая все новые сферы искусства, при этом, главным двигателем развития, как и девизом Анненкова по жизни, всегда оставался эксперимент.

Место рождения будущей знаменитости, «принадлежащей» как России, так и Франции, – город Петропавловск (Казахстан), куда отец Юрия – народоволец Павел Анненков был переведен на поселение, последовавшее после ссылки в Сибирь. Георгий (по крещению) появился на свет 11 (23) июля 1889.  Практически сразу после его рождения, семейство переехало в Самару, а с помилованием отца в 1894 г. – в Петербург.

В 1900 г. юноша стал учеником 12-й казенной гимназии, но отличное владение карандашом, в сочетании с «предрасположенностью» к вопросам политики, вовлекли Анненкова в работу в гимназическом журнале, что в 1906 г. послужило поводом к его увольнению из учебного заведения.

В этот период Анненков знакомится со многими представителями культурного общества, среди которых был и И. Репин, оказавший существенное влияние на живопись начинающего художника.

В 1908 г. Анненков зачислен в Петербургский университет на юридический факультет, параллельно занимается в студии С. М. Зейденберга, а на следующий год пытается поступить в Академию художеств, но неудачно. Желание повысить уровень творческого мастерства приводит художника осенью 1909 г. в школу-студию Я. Ф. Ционглинского, который и посоветовал Анненкову развивать художественные способности в Париже. Примечателен этот год и серией этюдов, выполненных молодым художником в реалистической манере, и во многом, соответствующих импрессионистскому стилю.

Непосредственное знакомство Анненкова с передовой европейской живописью состоялось несколько прозаично: весной 1911 г. он делает зарисовки морской флоры и фауны в Бретани, но уже осенью того года начинаются занятия в мастерских знаменитых набистов Ф. Валлотона и М. Дени. Много полезного, в плане выработки собственного стиля, дали академии Р. Жюльена, Ла Палетт, и Гранд Шомьер; посещал и Русскую академию Марии Васильевой, правда, в качестве модели, что несколько улучшало финансовое положение.

Под влиянием новомодных для самого Парижа кубизма и футуризма, в произведениях Анненкова появляется своеобразный синтез этих направлений. Две его работы, написанные в этой манере – «Пейзаж» и «Вечер», экспонируются весной 1913 г. в Салоне Независимых. Осенью художник возвращается в Россию, и сразу же активно включается в творческую жизнь Петербурга, но теперь, его живописный стиль, сформировавшийся в Париже, обрел оригинальное звучание, и у Анненкова появилась новая область применения своего таланта – театр. Благодаря новаторским подходам и решениям постоянно экспериментирующего театрального художника, публика Москвы и Петербурга ощутила мощные потоки невиданной ранее экспрессии, исходящие со сцены. Несмотря на постоянную занятость в театре, рисунки Анненкова регулярно появляются в известных журналах того времени – «Сатирикон», «Аргус», и др.

Перед самым большевистским переворотом, художник приступает к созданию серии острохарактерных портретов знаменитостей культурного мира России – А. Ахматовой. А. Бенуа, а после смены власти, к которой он испытывал нейтральные чувства, его кисть запечатлела и ряд первых лиц нового государства. Именно в этот период портретная живопись Анненкова достигает совершенства, открывая его как мастера, владеющего разной техникой и стилями.

Для художника с народовольческими «корнями», первые годы советской действительности были удачны во всех отношениях: непрестанный творческий поиск приносит успех, его экспрессионистский стиль, перекликающийся с кубофутуризмом – оригинален и пользуется популярностью, иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать» признаются классическими, должности и звания присваиваются регулярно.

Революционная власть не предполагала, что обласканный ею Анненков, сможет отказаться от благ советского «рая», но так и произошло в 1924 г., когда художник после посещения биеннале в Венеции, решил не возвращаться в Союз. С 1925 г. его новым местом жительства становится Париж, а основным видом творческой деятельности – театр и кино, хотя графикой и станковой живописью он будет заниматься до глубокой старости.

Обосновавшись в Париже, Анненков не терял связей со своей исторической родиной, написал портреты И. Бабеля, О. Спесивцевой, И. Эренбурга, сотрудничал с русскими художественными труппами. Дом артиста для эмигрантов из России, поначалу организованный как театральное кабаре «Arc en ciel», был создан им в 1925 г. в тандеме с Ф. Комисаржевским. За год до смерти Анненкова, его обзоры художественных выставок еще публиковались в газете «Русская мысль».

Оборвалась жизнь великого мастера 12 июля 1974 г.

Картины художника Юрия Анненкова