Авангард: супрематизм, унизм, всячество

Как диковинное украшение, состоящее из необычайных искрящихся бусин, импульсивный авангард вобрал в себя целую россыпь смелых течений. Абсурдные, яркие, иногда мимолётные, спорные и уникальные - новые художественные мини-направления стали результатом мучительного поиска новых средств выразительности. Художники новой формации готовы были заново открыть миру искусство, отказавшись при этом от устоявшихся канонов, и даже произведя кардинальную смену художественных парадигм. Окунёмся же в  многоликий и многообразный авангард.

Супрематизм – искусство чистого восприятия

Название течения происходит от латинского слова suprem, которое переводится как доминирование.  Но что, по мнению адептов супрематизма должно доминировать, и над чем конкретно?

Казимир Малевич. «Черный квадрат»

 В 1910-х годах Казимир Малевич провозглашает новый эстетический метод в изобразительном искусстве. Чистый разум, рождает чистое восприятие, и во главу угла живописец ставит строгий геометризм в виде комбинации простых плоскостей и форм, образующих ассиметричные, но гармонично уравновешенные композиции.

Главным действующим лицом становится цвет. Более того, обращаясь именно к простейшим формам, Малевич «освобождает» цвет от сугубо вспомогательной цели, доверяя главенствующую роль. В этом художник и видел «чистое творчество», которое, наконец, сбалансировало творческую мысль человека и Природу. 

Свои воззрения Казимир Малевич выразил в Манифесте ««От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый реализм в живописи». Для супрематизма автор стиля предусматривал три этапа, которые очень хорошо можно проследить по его работам:

  • чёрный;
  • цветной;
  • белый.

Вершиной Малевич считал изображение белого на белом.

Последователями и сторонниками новых идей Малевича стали Александр Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова, Николай Суетин, Александр Родченко и другие.

Главной заслугой супрематизма стало не только новое прочтение цвета как такового и создания новой эстетической шкалы, но и то, что течение явилось тем мощным фундаментом, на котором окреп и стремительно развился конструктивизм.

Альфонсо Алле «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами»Сегодня иногда можно услышать замечания, что Казимир Малевич позаимствовал некоторые эксцентричные идеи у известного журналиста и писателя, юмориста Альфонсо Алле, который ещё в 1890-х годах создал такие «шедевры», как «Битва негров в пещере глубокой ночью», ««Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору» и Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами».

Малевич «Бюро и комната», Клюн «Супрематизм. Конструкция»,  Розанова «Беспредметная композиция» Сложно прокомментировать эти кривотолки, однако, отдавая должное сходству внешнего воплощения, будем справедливы – если Алле просто отчаянно веселился, то Малевич разработал глубокую и обоснованную концепцию, оказавшую большое влияние на искусство.

От супрематизма к УНИЗМУ

Унизм явился прямым последователем супрематизма, главным теоретиком которого стал Владислав Стржеминский, белорусско-русско-польский художник.

Согласно его идеям, унизм должен был пойти ещё дальше супрематизма: требуется полный отказ от некоторых форм, разобщающих картину в целом. Множественность фигур «разрывает» изображение, отвлекает от цвета, который само же супрематическое искусство вознесло на пьедестал.

Стржеминский яростно спорил с конструктивистами, которые не уставали говорить о подчинении искусства прикладным целям. Художник стоял за «лабораторную чистоту» искусства и «единство произведения искусства с местом, в котором оно создается».

Работы Стржеминского отражают его идеи – это однородные картины, строящееся только по известным им правилам, лишённые контрастов и динамики, но транслирующие равновесие, достигающееся гармонией биоморфных форм и цветовых взаимодействий.

Автор теории унизма мыслил гораздо шире станковой живописи – типографское дело, архитектура, скульптура, урбанистическое проектирование также обогатились новыми идеями Стржеминского. 

В 1926-30 гг. Стржеминский создал целую серию архитектурных композиций в стиле унизма. Основываясь на правиле золотого сечения, регулирующего пропорции в картине, автор достигает  в своих работах оптической однородности, используя монохром, а также чередование узоров в виде выпуклостей, которые постоянно повторяются.

Стржеминский. Архитектурная композиция, Электрометр, Орудия и продукты производстваКомпозиционный алгоритм работ был следующий: центральную часть картины занимал большие формы и элементы, оттягивающие внимание, к краю картины элементы сокращались, таким образом поглощая зрительское внимание. Такое композиционное построение явилась следствием тщательного анализа Стржеминского законов визуального восприятия.

Ярких последователей Стржеминского нет. В 2017 году ожидается выход последнего фильма Анджея Вайды «Послеобразы» («Повидоки»), посвящённого Владиславу Стржеминскому. 

Признаём все стили!

Без сомнения, самым демократичным течением авангарда стало Всёчество.  Концепцию эту выдвинула группа художников (Кирилл Зданевич, Михаил Ледантю, Михаил Ларионов), провозгласив искусство как непрерывный процесс, не ограниченный ни временем, ни местом.

Иными словами, любой стиль, течение, способ самовыражения  признаётся искусством, при этом не взаимоисключая или не отвергая предшествующие художественно-эстетические находки.

Манифест, который носил название «Живопись Всёвеков», составленный Ледантю, был опубликован в альманахе «Минувшее»…лишь 80 лет спустя.

Сегодня теоретики и критики считают всёчество псевоконцепцией, признавая при этом не только её парадийность, но и серьёзность и глобальность некоторых идей. К таким серьёзным взглядам, например, относятся мысли о непрерывности культурного пространства, отсутствие временного компонента в искусстве, а также размышления о роли художника-творца и художественном процессе в целом.

 

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская


Пред. стр.: Супрематизм