Футуризм

Направление в искусстве, возникшее в начале 20 века и развивающееся преимущественно в живописи и поэзии. История футуризма берет свое начало в Италии с творчества поэта Филиппо Маринетти. Позднее в Париже Маринетти вместе с художником Дж. Балла опубликует первый манифест нового направления – «Манифест футуризма». Уже в этот период будут сформулированы основные идеи и принципы футуризма.

Течение было направлено на создание и развитие нового искусства, искусства будущего. При этом надлежало избавиться от всего, что было в прошлом. Футуристы проповедовали полный отказ от культурного наследия прошлого. Одной из основных идей футуризма стало отражение стремительности современной жизни с помощью пластического выражения движения. На русской почве футуризм стал частью кубофутуризма, соединившего эстетические установки европейского футуризма с принципами кубизма.

Художники-футуристы, в числе которых были Дж. Северини, Л. Руссоло, Дж. Балла, К. Кара, У Боччьони, в своих произведениях стремились выразить все те впечатления, которые человек получает в современных городах.

В соответствии с идеологией футуризма индустриализация и ускорение темпа жизни являются характерными приметами нового времени. Новое течение стремится к созданию нового современного искусства. С этим стремлением связан и выбор термина «футуризм», который происходит от латинского слова «futurum», что означает «будущее».

Первая выставка художников-футуристов состоялась в 1912 году в Париже. Футуристы в своем стремлении передать восхищение достижениями современной техники отказались в живописи от любых сложных приемов, используя предельно примитивную технику. Они представляли композиции из пересекающихся воронок, конусов, спиралей, кругов, острых углов и плоскостей. Эти произведения должны были стать символом движения.

В России идеологами и приверженцами нового течения стали поэты (В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский). В 1915 году прошла выставка под названием «Трамвай В», на которой были представлены футуристические работы А.А. Экстер, Н.А. Удальцовой, В.Е. Татлина, О.В. Розановой, И.А. Пуни, Л.С. Поповой, К.С. Малевича, И.В. Клюна, К.Л. Богуславской. На выставке в декабре 1915 года эти же художники сообщили, что в этот период неизбежен переход от кубофутуризма к супрематизму.

В целом футуризм как художественное течение уже в двадцатые годы 20 столетия исчерпал себя.