Кубизм

Течение в искусстве, появившееся в начале 20 столетия. Кубизм изображает объекты реальности максимально примитивно, используя условные геометризированные формы. Каждый предмет условно разбивается на формы. Название направления происходит от французского слова «cube» - куб.

Традиционно возникновение этого течения связывают с творчеством Брака и Пикассо, а программной работой кубизма считается картина Пикассо «Авиньонские девицы». Это полотно отличается абсолютным отсутствием привычных для традиционного искусства светотени и перспективы.

Приверженцами кубизма становились художники и другие деятели искусства. На русской почве принципы этого течения стали основой направления «кубофутуризм». В 1913 году Г. Аполлинер выпускает сборник «Художники-кубисты», а в 1920 году появляется работа Канвейлера под названием «Подъем кубизма».

Если для импрессионистов основным инструментом работы был цвет, то кубисты стремятся максимально использовать возможности пространства. При этом именно сама концепция произведения ставилась на первое место, отстраняя какую-либо художественность на второй план. Кубисты часто использовали в качестве художественного приема изображение предмета с разных ракурсов. Полученные изображения на картине сливались в одно. Если традиционное искусство стремилось воссоздать предмет, используя цвет, свет и перспективу, то художники, работавшие в духе кубизма, творили абстрактно, утверждая, что ни один предмет не может оставаться неизменным даже в течение мгновения.

Время с 1907 по 1910 год считается периодом стереометрического кубизма. На этом этапе художественная реальность трансформируется, меняясь кардинально. Все многообразные формы, наполняющие реальность, раскладываются на кубы. Приверженцы кубизма отказываются от перспективы, стремятся показать фигуры с разных сторон, пренебрегая традиционными ракурсами. Зачастую художники обращаются к обратной перспективе.

В 1910 году наступает период аналитического кубизма.  В этот период все пространство картины занимают части изображаемого предмета. Эти части проникают друг в друга, пересекаются, оказываются рядом. С 1912 года начинается время «синтетического» кубизма, который также называют «кубизмом представления». Картины этого периода отличаются декоративностью, напоминают коллажи.

Кубизм критиковался за разрушение целостности и естественных форм, однако его традиции впоследствии стали частью новых течений в искусстве.


Пред. стр.: Конструктивизм