Линиизм, лучизм, дадаизм
Линиизм – вся сила в линии
Основатель и продолжатель течения «линиизм», Александр Родченко внёс свой особенный вклад в авангардную живопись XX века в целом, и в развитие «левого» искусства в частности.
Талантливый и амбициозный художник решил внести свой вклад в становление беспредметного искусства, сделав главным инструментом в своих работах линию. В своём Манифесте он провозгласил линию и основным элементом конструкции, и, вообще, самостоятельной формой живописи.
В 1919 году Родченко впервые попытался вывести на авансцену живописного искусства, но не был понят. Хотя несколько лет спустя, сам художник отмечал, что у него появились явные подражатели, которые объясняли линию как схему любой конструкции, которая способна открыть и объяснить любое построение в целом.
В 1921 году Родченко организовывает выставку «5х5=25», где были представлены работы «Линия», «Клетка», «Чистый красный цвет» и др.. Они наглядно продемонстрировали разложение живописи на составные элементы: линия, форма, цвет. Работы художник органично вписывались в авангардное движение, но именно теоретическое детальное обоснование дало Родченко право выделить свою идеи в отдельную концепцию – «линиизм». В декабре 1921 года выходит брошюра «Линии», которая так никогда не была официально опубликована и растиражирована.
Главные тезисы этого шестистраничного документа выражались в следующем:
- линия – уникальна и сложна, что даёт художнику огромные творческие возможности в её интерпретации;
- линия – это и первое, и последнее слово в живописи;
- линия многофункциональна: она и каркас/скелет, и движение/кинетическое построение, и путь/соединение;
- линия – элемент, с помощью которого можно создавать и созидать.
Родченко был невероятно увлечён своей идеей, претворяя её в станковой живописи. И лишь ограничение технических возможностей, отсутствие спайки, сварки, не позволило основателю линиизма реализовать свою концепцию в скульптуре.
Прямых последователь у Александра Родченко, хотя многие конструктивист впоследствии опирались на его идеи.
Кстати! Сегодня мало кто может похвастаться знакомством с его идеями линиизма, но вот его плакаты известны доподлинно всем.
Лучизм – от предметов к цветовым лучам
В 1913 году состоялась выставка «Мишень», где впервые заявило о себе такое течение, как лучизм. Адепты новой эстетической шкалы предлагали отойти от привычных законов и приёмов живописного искусства – теперь нужно отображать не сами предметы, а их сущность. Главным инструментом лучисты видели именно лучи, вернее сумму лучей, отражающуюся в предметах. Лучи в своём метафизическом смысле говорят о видимом предмете гораздо больше, чем его физические характеристики, а изобразить луч можно с помощью цветовых линий. Только лучи видят люди – полагали поклонники течения, тем самым размышляя об оптическом восприятии глаза.
На практике картины, выполненные в стиле лучизма сложно с чем-то спутать – эта абстрактные изображения, воспроизведённые с помощью резких углов, контуров, пучков лучей и косых линий.
Основателем этого интересного течения был Михаил Ларионов, который вместе с Натальей Гончаровой возглавили художественное объединение «Ослиный хвост». Другие художники этого объединения также смело пробовали в стилистике лучизма. Ларионов даже сумел выделить подвиды разработанного им течения: реалистический лучизм и пневмолучизм.
Но, как известно, стоит убрать выразителей каких-либо идей, и идея рискует сойти на нет. Тоже самое случилось и с лучизмом. В 1914 году в армию призывают Ларионова и «Ослиный хвост» распадается. Но не распадается творческий и любовный союз Ларионова и Гончаровой, правда, в 1915 году они начинают заниматься театрально-оформительской работой в спектаклях у Дягилева и навсегда покидают Россию.
Лучизм не может похвастаться большой плеядой последователей, и из немногочисленного ряда следует выделить, пожалуй, Сергея Романовича, который положил идею лучизма в основу пространственности, не отказавшись при этом от фигуративности.
Дадаизм, или коллаж, возведённый в искусство
Течение дадизм (в значении «детский лепет») в наиболее полном своём понимании развернулось в литературе, кино и театре. Когда речь идёт о дадизме в живописи, имеется в виду такая форма проявления как коллаж. Именно коллаж, как техника компоновки на полотне разнообразных материалов (бумага, ткань и т.д.), был избран художниками-дадаистами для их новых творческих поисков.
Однако и в столь, казалось бы, определённо-конкретной форме, дадаисты от живописи смогли создать три разных эстетических ветви:
- случайных коллаж, или цюрихский;
- коллаж-манифестация, или берлинский;
- поэтический коллаж, или кёльнско-ганноверский.
Первый вид коллажа делает акцент на случайности комбинирования элементов – картина появляется исключительно волею случая, и даже сам творец не в силах предсказать конечный результат. Одним из ярких представителей цюрихского коллажа являлся Жан Арп. Он мог приготовить вырезанные треугольники из бумаги и высыпать их на картон, приклеивая таким образом, как сами собой распределились высыпанные фигурки.
Берлинский коллаж носил часто протестный характер, не без отсылки к политике. Георг Гросс утверждал, что именно многосоставной коллаж даёт исключительную возможность выразить то, что запрещено облекать в слова. Это зрительная возможность протеста, которая позволяет обойти цензуру. Многие оправдывали эту «политичность» в искусстве непростым временем – в Германии разворачивалась мировая война.
Берлинские дадаисты часто используют фотографии для создания коллажа, именно поэтому сами они настаивали на том, что их техника называется фотомонтаж, а себя художники именовали «фотомонтажниками». Фото мастера уважали за «достоверность», лишённую какого бы то не было субъективного претворения действительности.
Наиболее звучные имена бердинских дадаистов – Джон и Виланд Хартфилд, Ханна Хёк, Георг Гросс, Иоганнес Баадер.
Поэтический коллаж связан с городами Ганновер и Кёльн и с именами Курта Швиттерса и Макса Эрнста соответственно. Первый определял жанр, в котором творит, как ассамбляж или мерц-коллаж, и видел в нём художественно-поэтическую составляющую. Второй же, воспринимал коллаж как систематизированное использование случайных или специально созданных соединений, которые эксплуатируются в непривычном смысле и среде – в этом и есть искра поэзии коллажа.
Дадаисты-коллажисты в значительной степени обновили эстетические представления художественной мысли, создав и осмыслив новые техники и формы воплощения, тем самым вписав в себе в авангардное искусство уверенно и смело.
Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская