Марк Шагал Витражи собора Святого Стефана в Меце

Этот масштабный труд потребовал от Шагала более 10 лет. Основное место заняли 11 композиций на темы Ветхого Завета (по хронологии):

- сотворение человека,

- сотворение Евы,

- грехопадение,

- изгнание из рая,

- жертвоприношение Авраама,

- сон Иакова,

- битва Иакова с ангелом,

- получение Моисеем скрижалей,

- неопалимая купина,

- Давид и Вирсавия,

- пророк Иеремия.

Как и витражи иерусалимской синагоги, они с особой силой воплощают переживание иной реальности, передают нечто невыразимое. Как и в живописи Шагала, пространство в витражных окнах, созданное переходами тонов и свинцовыми перегородками, кажется многоплановым и ирреальным. Сквозь окна собора внутрь входит как будто весь свет окружающего внешнего мира. Витражи словно строят внутри собора второй храм из цвета и света.

Работая над витражами, Шагал выполнял на основе гуашей и акварелей (часто обогащенных коллажем) картоны размерами с витражные окна, на которых обозначались контуры свинцовых перегородок и цвет стекол. По заказу художника были изготовлены специальные стеклянные плакетки, на них тонко наносился слой прозрачной краски нужного тона. После монтажа стекол наступал последний, самый ответственный этап работы.

С помощью кислоты Шагал занимался тем, что удалял частично слой краски, обеспечивая ее высветление, или затемнением утяжелял цвет, процарапывал изображение, наносил штрихи и точки, нужные контуры. По существу, это была работа со светом. Художник колдовал над витражами, вовлекая в творческий процесс всех своих помощников. По воспоминаниям, «в нем ощущалось сознание избравшей его высшей силы, к которой оказывались причастны и работающие с ним люди».

Марк Шагал Витражи собора Святого Стефана в Меце

Марк Шагал. Картины