Вадим Георгиевич Меллер

Первоклассная школа европейской живописи, которую прошел авангардист Вадим Меллер, помогла художнику органично вписаться в стремительный водоворот событий культурной жизни послереволюционного Киева, где авангард для пролетарского искусства был своим в доску.

Все основные события в жизни, включая и культурные, связаны у художника-новатора Вадима Георгиевича Меллера с Киевом, городом, в котором он начал брать первые частные уроки живописи у художника Франца Рубо.

Родился будущий живописец, проявивший способности и в архитектуре, сценографии, книжной графике, 14 (26) апреля 1884 в Санкт-Петербурге; его отец, чиновник министерства юстиции Георгий Меллер, швед по национальности, а мать – Елена Карузо, в крови которой текла итальянская и греческая кровь.

В 1903 Меллер, после общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, Еревана и Тифлиса, отправился в Киев, поступив на юридический факультет Киевского университета, а также обучаясь в художественном училище; одновременно занимался в частной школе Ф. Рубо, где брал уроки живописи.

После Киева, художественное образование продолжается в Мюнхене (переехал в 1908), в королевской Академии художеств. Параллельно с академическими занятиями, обучается в студии рисования Г. Книра. В это же время Меллер знакомится с творческим объединением «Голубой всадник», куда привел его Пауль Клее; их встреча состоялась в студии Книра.

Талант молодого живописца был замечен преподавателями Академии и, по их мнению, Париж был тем городом, где Меллер мог наиболее полно развить свой талант. В столицу Франции живописец приехал в 1912, и сразу же окунулся в художественную среду. Большой удачей оказалось обучение в мастерской А. Бурделя. Уже на следующий год Меллер выставляет свои работы на Салоне Независимых, а затем и на «Весеннем Салоне» 1914-го. 

Возвращение в Киев состоялось в 1914, но пожив здесь до 1917, он ненадолго переезжает в Москву, затем Одессу, и снова окунается в гущу событий бурлящего революционными настроениями Киева. Творчество Меллера востребовано: он работает конструктивистом, кубофутуристом, с азартом воплощает свои авангардные идеи в популяризацию большевистской власти, благо, ограничений для самореализации практически не было; годилось для этого все: улицы, площади, агитпоезда, театры. Украшение почти всех главных праздников новой власти не обходилось без деятельного участия Вадима Меллера.

Одним их знаменательных творческих событий этого периода является работа художника над костюмами для балетной студии Брониславы Нижинской. Здесь Меллер сумел мастерски решить этот вопрос, применив «горячую» колористическую гамму, не выходя за рамки умеренности. Отличной авторской находкой Меллера считается его умение прочувствовать невидимую нить, проходящую между авангардным языком и народным орнаментом, истоки которого теряются в глубине веков.

Работая в Киеве, художник-новатор по духу, отлично разбирающийся в западноевропейском авангардном искусстве, и страстно увлеченный сценографией, Меллер не мог не познакомиться с Лесем Курбасом, театральным режиссером высочайшей пробы, и их сотрудничество в 1922-1923 гг. способствовало развитию нового театра, насколько это было позволительно пролетарскими властями.

В 1924-1925 гг. основные творческие поиски Меллера были связаны с киноискусством, где он работал художником кино. Также в этот период он занимается иллюстрированием книг.

В 1925 начинается период расцвета таланта художника, а вместе с ним и успеха: на выставке Арт Деко в Париже он удостаивается золотой медали, и в этом же году принимает участие в Международной выставке театрального искусства (Нью-Йорк). В 1928 Меллер экспонирует свои работы в Кёльне, на проходившей там Международной выставке печати «Пресса».

В военные годы художник не занимался живописью, а по его эскизам для театральных костюмов, созданных в ярких тонах, с использованием элементов национального колорита, стало ясно, что реалистичный стиль окончательно утвердился в его творчестве.

В 1948 Меллер работает главным художником Киевского театра музыкальной комедии, а также ненадолго возглавляет Институт монументальной живописи и скульптуры АХ Украины (снят в 1949 по обвинению в космополитизме).

С 1953 по 1959 Меллер работал в театре имени И. Франко главным художником.

Умер мастер 4 мая 1962 в Киеве – городе, с которым он связал свою судьбу и так щедро обогатил его культурную жизнь.

Похоронен Вадим Меллер на Байковом кладбище.