Художник Михаил Матюшин (1861 - 1934). Биография и картины

Михаил Матюшин – разносторонне одаренный человек, в жизни которого тесно переплелись музыка и живопись, педагогическая и философская деятельность.

Первое образование, полученное Матюшиным, было музыкальным. На протяжении пяти лет с 1876 года он обучался в Московской консерватории, по окончании которой до 1913 года солировал в Придворном императорском оркестре в Петербурге.

Параллельно Михаил брал уроки живописи. В 1894–1898 посещал Рисовальную школу при ОПХ, после – учился в студии художника Я. Ф. Ционглинского и частной школе Е. Н. Званцевой.

Человеком многогранного таланта была и супруга Матюшина Е. Гуро, также посещавшая студию Ционглинского. Вместе они состояли в обществе русских кубофутуристов – «будетлян», работали над созданием издательства «Журавль».  Первый сборник творчества русских авангардистов – «Садок судей» — был выпущен издательством в 1910 году. В целом до 1917 года Матюшин издал здесь порядка 20 книг. Работа в «Журавле» поспособствовала сближению Матюшина с поэтами и художниками авангарда – братьями Бурлюками, В. Хлебниковым, В. Каменским и с представителями старой школы – А. Ремизовым, В. Ивановым, Ф. Сологубом.

Зимой 1909 года в Петербурге Матюшин и Гуро основали общество художников «Союз молодежи». Организация просуществовала до 1914 года, успев организовать и провести шесть выставок, на которых были представлены работы всех направлений авангарда.

Сам Матюшин с 1910 года в творчестве развивал идеи метода, позволявшего воспринимать и познавать мир, человека и саму Вселенную как целое. Подобный переворот в философии Михаила Васильевича произошел под впечатлением от книг и теорий математика П. Успенского.

Через некоторое время «Союз молодежи» при поддержке общества поэтов «Гилея» основали театр футуристической направленности «Будетлянин». По замыслу создателей, театр должен был перевернуть традиционные взгляды на то, каким должен быть этот вид искусства. Зимой 1913 года в театре прошла первая постановка – опера «Победа над солнцем», к которой Матюшин написал музыку, а над оформлением сцены работали Малевич и Крученых.

С 1914 Матюшин реализует свои творческие способности на литературном поприще: издает книгу «О кубизме», публикует статью «Футуризм в Петербурге». В это же время, он ведет работу над созданием музыкальных произведений – «Дон Кихот» и «Осенний сон». Музыка Матюшина, как и его живопись, была авангардной, наполненной поиском «нового мирослышания» и «звукового миросозерцания».

В 20-х годах вместе со своими последователями Матюшин создает группу «Зорвед» (зрение и ведание), деятельность и творчество участников которой основывается на теории «расширенного смотрения». Группа исследовала воздействие цвета и формы, звука и света на восприятие человеком того или иного предмета.

На протяжении этого времени Михаил Матюшин активно занимался и педагогической деятельностью. Преподавал в мастерской пространственного реализма в ГСХМ Петрограда, позже — в Гинхуке.

В 1923 и 1930 годах прошли две выставки работ Матюшина и его учеников, представителей школы «Зорвед», которые имели большой успех у критиков.

Михаил Матюшин умер 14 октября 1934 года в родном городе Ленинграде.

В память о нем и его вкладе в культурную жизнь России XX века в 2006 году был основан Музей петербургского авангарда.

Картины художника Михаила Матюшина