Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины

Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины

Николай Иванович Фешин (1881-1955) – выдающийся русский художник, представитель импрессионизма и модерна.

Николай Фешин родился в Казани в семье известного мастера-резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина.

В возрасте 4-х лет мальчик тяжело заболел менингитом и более двух недель пробыл в коме. Молясь за выздоровление сына, родители провели обряд подношения чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. Ребенок быстро пошел на поправку, но перенесенная болезнь сделала его замкнутым и малообщительным.

В 6 лет Николай пробует писать первые орнаменты, с 9 – работает в мастерской отца, а в 13 получает свой первый настоящий заработок. Видя редкое дарование сына, Иван Фешин настоял на получении им художественного образования. Окончив начальную публичную школу, в 1895 году Николай поступает в Казанскую художественную школу.

С 1900 года Фешин обучается в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где с 1903 его наставником был И. Репин. В эти годы художник сотрудничал с журналами «Шут», «Леший», «Скоморох», «Вольница», «Пламя», совершал поездки в Сибирь, окрестности Казани и Владимирскую губернию, где много и плодотворно работал.

В 1907 г. произошло событие, повлиявшее на творческое становление Фешина – с уходом из стен Академии И. Репина, человека, оказывавшего большое влияние на художника, его развитие как живописца пошло по индивидуальному пути. Фешин много читал, экспериментировал с различными художественными материалами и средствами живописи, вырабатывая собственную манеру письма.

Итогом художественных исканий стала написанная в 1908 году картина «Черемисская свадьба». Работа была принята публикой неоднозначно, тем не менее, на весенней выставке Академии 1909 года, полотно было удостоено I премии им. А. Куинджи. С этого момента в картинах Фешина неизменно угадывается их авторство.

Художник Николай Иванович Фешин. Автопортрет

Схожей по манере и стилю письма была конкурсная выпускная работа Фешина «Капустница» (1909). За написание картины он получил официальное звание художника и награжден пенсионерской заграничной поездкой. Фешин посетил многие города Европы, но в итоге вернулся на родину, в Казань, где стал преподавателем по классу рисунка и живописи в Казанской художественной школе.

 С 1909 года произведения художника регулярно демонстрировались на крупнейших международных выставках, из них трижды – в Мюнхене, 5 раз – на выставках Института Карнеги в Питтсбурге.

В 1913 году по решению Попечительского совета школы, Фешин был награжден орденом св. Станислава III степени. В этом же году художник обрел счастье в личной жизни, женившись на своей ученице и помощнице Александре Белькович. Спустя год родилась их единственная дочь – Ия.

 В Казани Фешин пишет портреты знакомых («Портрет Вари Адоратской», 1914), жанровые композиции («Неудачная шутка», «Хоровод» 1910-1914, «Обливание», 1911). Не обрывал художник и связей с творческим миром столицы – участвовал в работе Всероссийского съезда художников в Петербурге (1911—1912), выставлялся в ТПХВ, в «Общине художников». В 1916 году Фешину было присвоено звание академика живописи.

В 1918-1920-х гг художник вел активную преподавательскую деятельность, писал научные работы, отстаивая традиционные методы художественного образования.

В годы революции и Гражданской войны Фешин также работает над портретами – политиков (В. Ленина, А. Луначарского, К. Маркса), музыкантов (Л. Бетховена, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова и других – по заказу Центральной высшей восточной музыкальной школы), пишет пейзажи (всего около 25), обращается к жанру портретной миниатюры, пробует себя в скульптуре, выполняет эскизы декораций к опере «Кармен» для Казанского театра.

В 1919 году была закончена картина «Бойня», изображавшая убой скота. Это была последняя масштабная работа художника, после чего к жанровой живописи он больше не возвращался.

В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. Спустя несколько месяцев его работы уже демонстрировались на Зимней выставке Национальной академии дизайна, а в 1924 состоялась первая персональная выставка Фешина в Чикаго. Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей. Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка».

Художник Фешин. Автопортрет

В 1925 году врачи диагностируют у художника туберкулез, и по их совету Фешин переезжает сначала в Калифорнию, а затем обосновывается в Таосе. Главными героями картин художника в таосский период его творчества стали мексиканцы и индейцы, напоминавшие ему марийцев и татар, которых он видел на родине («Таосский знахарь», 1926).

В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

1934 год ознаменовался для художника личной драмой – устав жить в тени мужа и терпеть его вспыльчивый импульсивный характер, его жена подает на развод. Впоследствии художник с дочерью переедут в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а Александра Фешина до конца жизни проживет в их таосском доме.

В Калифорнии художника ждал громкий успех. Фешин преподавал в художественных классах галереи Стендаля, а на заработанные от продажи картин средства он смог позволить себе приобрести большой дом в Голливуде.

В 1936-1938 гг художник подолгу путешествует: посещает Мехико, Бали, Индонезию, Японию.

В последующие годы Фешин на заказ пишет портреты американских военачальников, представителей бизнес-кругов и дам из высшего общества.

К концу жизни художник остался без сбережений и зарабатывал на жизнь частными уроками рисования.

Умер Николай Фешин во сне, в 1955 году, не успев закончить начатый пейзаж.

В 1976 году прах художника, согласно его последней воле, был перезахоронен в Казани.

Картины Николая Фешина: 


Пред. стр.: Роберт Фальк