Петр Кончаловский «Сухие краски». Описание картины

Петр Кончаловский – выдающийся художник XX века, любимым жанром живописи которого были натюрморты. А звание лучшего среди них по праву носит написанная в 1913 году картина «Сухие краски».

На раннем этапе творчества Кончаловский был увлечен идеями кубизма и фовизма, подражал технике письма лидеров этих направлений – Сезанну и Ван Гогу. Густые крупные мазки, насыщенные сочные цвета, характерная передача форм и линий – все это нашло отражение в рассматриваемом натюрморте.

Какие ассоциации возникают при слове «натюрморт»? Фруктово-овощное изобилие, изысканный стол, ломящийся от будоражащей вкус снеди? Это традиционное понимание натюрморта. Кончаловский же изобразил совсем иное.

Основную часть картины занимает рабочий стол художника, заставленный все тем, что может понадобиться ему в процессе создания шедевра изобразительного искусства. Всевозможные бутылочки и колбочки, кисти в кувшине, баночка с клеем и растворителем, скребки для корректировки написанного, сами краски. Очертания предметов показаны расплывчато, размыто, они словно служат простым вместилищем для цвета, которым заполнил их художник – синий, красный, зеленый, коричневый, черный. Красочная карусель радужным фонтаном бьет с холста, превращая натюрморт в яркую мозаику цветовых оттенков.

Деревянный стол, напротив, прорисован до мелочей: каждая трещинка в древесине, каждая линия ее рисунка выписана со скрупулезной четкостью. Фоном картины служит глубокого синего цвета занавеска, тоном полотна приносящая гармонию в буйство показанных на первом плане красок.

Настоящей находкой в создании этого натюрморта стало наклеивание на бутыльки и тюбики с краской настоящих ярлычков. Благодаря столь необычному приему художнику удалось соединить мир художественный и материальный, а саму картину – оживить и сделать все изображенное на ней осязаемым и реальным.

Изобразив то, что сам хорошо знал и любил, Кончаловский сделал это необыкновенно талантливо. «Сухие краски» сегодня стоят в одном ряду с величайшими картинами мира. Увидеть этот натюрморт можно в Третьяковской галерее, где он бережно хранится уже много лет


Петр Кончаловский «Сухие краски»

«Сухие краски» 1913 г. 105,5 x 86,6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картины художника Кончаловского П.П.

Кончаловский «Париж. Мальчик с яблоком. (Портрет Михаила Петровича Кончаловского)» Кончаловский «Бой быков» Кончаловский «Бой быков в Севилье» Кончаловский «Любитель боя быков»
Кончаловский «Матадор Мануэль Гарта» Кончаловский «Наташа на стуле Кончаловский «Портрет художника Г. Б. Якулова Кончаловский «Комната в Испании (Валенисия)»
Кончаловский «Натюрморт с красным подносом» Кончаловский «Семейный портрет (на фоне китайского панно)» Кончаловский «Грибы» Кончаловский «Семейный портрет (Сиенский)»
Кончаловский «Сан-Джиминьяно» Кончаловский «Сиена. Площадь Сеньории» Кончаловский «Хлебы на зеленом» Кончаловский «Натюрморт. Пиво и вобла»
Кончаловский «Сухие краски» Кончаловский «Портрет Ю. П. Денике (Юрьева) и А. Д. Покровского» Кончаловский «Агава» Кончаловский «Крым. Алупка»
Кончаловский «Верстак» Кончаловский «В мастерской. Семейный портрет» Кончаловский «Шахерезада» Кончаловский «Натюрморт. Гитара»