Роберт Фальк «Автопортрет на фоне окна» 1916 г. Описание картины

В 1916 году, находясь в Крыму, Роберт Фальк пишет одну из знаменитых своих картин – «Автопортрет на фоне окна». Достаточно зрелая работа периода членства в «Бубновом валете», олицетворявшая поворот творчества художника в сторону художественных исканий П. Сезанна и постепенный отказ от декоративного кубизма.

В комнате, спиной к окну, стоит высокий мужчина в серой рубашке. Вся его фигура выражает напряжение и предельную собранность: лицо сосредоточенно, бездонные черные глаза глядят поверх зрителей, правая рука, сжатая в кулак, прижата к телу, левая слегка согнута, пальцы сомкнуты. Лицо и фигура искажены, но сходство с Фальком легко угадывается, хотя для художника это не имело большого значения. В своих портретных работах он не стремился передать внешнее сходство, гораздо больше его интересовала психологическая составляющая и смысл, скрытый в картине, будь то портрет, пейзаж или даже натюрморт. К слову, сам художник никогда не употреблял по отношению к этому полотну термин «автопортрет», выставляя его как «Мужчина у окна», просто «Портрет» или «Портрет на фоне окна».

По правую руку от мужчины изображен накрытый синей скатертью стол. На столе – коричневый кувшин и ваза с несколькими зелеными и одним красным фруктом. В пейзаже за окном угадываются очертания кипарисов. Выдержанный пасмурный колорит с преобладанием серых и голубых оттенков служит поддержкой исходящей от холста атмосфере тревожной сосредоточенности. Подобная сдержанная палитра пытается скрыть кипящие в душе человека переживания, которые все же находят выход, изливаясь на картину двумя яркими каплями – красные губы человека и красный фрукт в вазе.

Усиливает противоречие между кажущейся застылостью и колоссальным внутренним напряжением нарочитая деформация фигуры и лица в духе принципов конструктивизма. Искажение формы Фальк использовал для передачи эмоционального обострения и нарастающего смыслового драматизма.

Вертикальная ориентация картины, вытянутые центральная фигура и фоновые предметы служат своеобразным восклицанием, привлекающим внимание и требующим остановки для тщательного изучения полотна. 


Роберт Фальк «Автопортрет на фоне окна» 1916 г.

 

Картины художника Фалька Р.Р.


Пред. стр.: Роберт Фальк