Супрематизм

Течение искусства, относящееся к геометрическому абстрактивизму или геометрическому конструктивизму, позиционирующийся как способ «выражения высшей реальности». С такой трактовкой связано и само название течения, которое происходит от слова «supremus». Оно переводится с латинского как «последний, крайний, наивысший».

Супрематизм появился в начале двадцатого столетия. Разработкой и продвижением этого метода активно занимался Казимир Малевич. Впервые термин «супрематизм» был использован Малевичем для названия группы своих абстрактных картин, в числе которых был и знаменитый «Черный квадрат». Эти полотна были представлены на выставке «Ноль-десять».

Картины, созданные в духе супрематизма, изображали комбинации самых простых геометрических линий. Каждая из этих комбинаций могла быть связана с каким-либо предметом реальности либо оставаться абсолютно самостоятельной. Ощущение реальности в таких работах передается с помощью свободного сочетания треугольников, прямоугольников, квадратов, кругов.

По утверждению Малевича, супрематизм представляет собой стремление к абсолютному нулю в искусстве и достижение его. С этого момента искусства как такового в привычном его понимании как бы не существует. Новое искусство подчеркивает равенство творческой силы человека и природы и даже превосходство активного творчества людей над пассивной реальностью природы.  

Малевич в своих теоретических трудах говорит о трех этапах в развитии супрематизма: черный, цветной белый. Основа супрематических работ – квадрат, представляющий собой, по утверждению Малевича, концентрацию всех законов бытия. Однако в работах художников использовались и эллипсоиды, трапециоиды, треугольники, прямоугольники, круги, кресты. При этом телесность, вещественность, изобразительность минимализируются, стремясь к нулю. Искусство, исчерпавшее себя, не оставило представлений и образов, настало время для беспредметных ощущений и эмоций.

Влияние нового течения сказалось на произведениях А. Родченко, А. Древина, Н. Генке, И. Пуни, Н. Суетина, А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, Л. Поповой, О. Розановой. Малевич вместе с его единомышленниками создает группу «Утвердители нового искусства» (УНОВИС). Это объединение будет пропагандировать каноны супрематизма. В дальнейшем идеи супрематизма постепенно проникнут в архитектуру и скульптуру.